Меню сайта
Категории раздела
Общая [300]
Как правильно [698]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Общая

как выписать счет фактуру
Как оформить счет-фактуру, выставляемый покупателю

К правилам составления счетов-фактур налоговое законодательство предъявляет жесткие требования. Это связано с тем, что от правильности оформления счетов-фактур зависит возможность получения покупателем (заказчиком) вычета по НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Порядок оформления счетов-фактур зависит от того, когда поставщик их составляет:
- при получении аванса (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав. Подробнее об этом см. Как составить счет-фактуру при получении аванса, зарегистрировать его в книге продаж и книге покупок;
- при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав.

Обязательные реквизиты, которые должен содержать счет-фактура, выставляемый при отгрузке товаров (работ, услуг, имущественных прав), указаны в пункте 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ. А порядок отражения этих реквизитов в счете-фактуре установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914.

Продавцы должны выписывать счета-фактуры по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914.

Заполнение счета-фактуры начинайте с указания порядкового номера и даты составления документа. Нумеровать счета-фактуры нужно в хронологическом порядке (п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914, подп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ).

Ситуация: как вести нумерацию счетов-фактур, если продукция отгружается как из головного отделения, так и из обособленных подразделений организации

Даже при наличии обособленных подразделений нумерацию счетов-фактур нужно вести в целом по организации. То есть головное отделение и обособленное подразделение должны соблюдать единую нумерацию в порядке возрастания.

При необходимости можно резервировать номера. Однако более удобный вариант - присвоение номерам счетов-фактур обособленного подразделения дополнительного кода (индекса). Например, нумерация счетов-фактур головного отделения может быть сквозной (№ № 1, 2, 3), а нумерация счетов-фактур филиала - с индексом (№ № 1/ф, 2/ф, 3/ф).

Порядок нумерации счетов-фактур отразите в учетной политике, формируемой для целей налогообложения.

Такие разъяснения дала ФНС России в своем письме от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886.

Ситуация: как часто должна начинаться заново нумерация счетов-фактур

Возобновлять нумерацию выставляемых счетов-фактур организация может каждый календарный год, квартал, месяц или день. Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Это объясняется тем, что ни Налоговый кодекс РФ, ни Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914, не содержат никаких указаний по этому вопросу. Определено лишь, что нумеровать счета-фактуры нужно в хронологическом порядке (п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914, подп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ). Поэтому, даже если счета-фактуры имеют одинаковые номера, но разные даты, это не является нарушением.

Подтверждает такой вывод и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 24 июня 2008 г. № КА-А40/4542-08 и Северо-Западного округа от 15 июня 2004 г. № А56-45387/03).

Чтобы избежать лишних споров с налоговой инспекцией, возобновляйте нумерацию счетов-фактур с начала календарного года или в крайнем случае - с начала налогового периода.

При отражении в счете-фактуре реквизитов поставщика учитывайте следующее. В строке 2 «Продавец» укажите полное или сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами. В строке 2а «Адрес» укажите адрес продавца, который указан в учредительных документах. Строка 2б «ИНН/КПП продавца» должна содержать ИНН и КПП продавца.

Ситуация: как правильно оформлять счета-фактуры, если товары (работы, услуги) реализует филиал (обособленное подразделение)

Ответ на этот вопрос зависит от того, филиал какой организации - российской или иностранной - реализует товары (работы, услуги).

Если товары (работы, услуги) реализует филиал российской организации, счета-фактуры нужно оформлять от имени головного отделения. Это объясняется тем, что филиалы и другие обособленные подразделения не являются налогоплательщиками (ст. 11 и 19 НК РФ). При этом в строке 2б счета-фактуры следует указать КПП обособленного подразделения, а в строке 3 «Грузоотправитель» - его реквизиты. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 июля 2005 г. № 03-1-04/1166/13.

Если товары (работы, услуги) реализует филиал (представительство) иностранной организации, состоящей в России на налоговом учете, то он признается самостоятельным налогоплательщиком. На основании пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ такой филиал (представительство) должен выставлять счета-фактуры от своего имени. Следовательно, в строках 2, 2а и 2б каждого счета-фактуры должно быть указано его наименование и адрес. Эти данные приводятся в соответствии с документами, на основании которых филиал (представительство) был открыт и поставлен в России на налоговый учет. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 30 апреля 2008 г. № 03-07-11/171.

Ситуация: какой КПП нужно указать в счете-фактуре, если организация состоит на налоговом учете по двум основаниям - в налоговой инспекции по месту фактического нахождения и в межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам

В счете-фактуре указывайте КПП, присвоенный организации в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (последние два знака (5-й и 6-й) этого КПП имеют значение 50). Такое требование приведено в письме ФНС России от 2 августа 2006 г. № ШТ-8-09/278.

При этом в качестве дополнительной информации можно добавить сведения и о КПП, который указан в свидетельстве о постановке на учет юридического лица (письмо Минфина России от 14 мая 2007 г. № 03-01-10/4-96).

Строки 3 «Грузоотправитель и его адрес» и 4 «Грузополучатель и его адрес» заполняйте только при реализации товаров.

Ситуация: как заполнить строки «Грузоотправитель» и «Грузополучатель» в счете-фактуре, если организация оказывает услуги

В строках 3 «Грузоотправитель» и 4 «Грузополучатель» счета-фактуры поставьте прочерки. Это связано с тем, что при оказании услуг понятия «грузоотправитель» и «грузополучатель» отсутствуют.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 12 мая 2008 г. № 03-07-11/186, от 24 апреля 2006 г. № 03-04-09/07 и от 23 сентября 2004 г. № 03-04-11/158.

Если продавец и грузоотправитель - одно и то же лицо, в строке 3 напишите «он же» (письмо Минфина России от 12 мая 2008 г. № 03-07-11/186). В противном случае в строке 3 укажите полное или сокращенное наименование грузоотправителя и его почтовый адрес. При этом наименование грузоотправителя должно совпадать с данными, указанными в его учредительных документах.

В строке 4 счета-фактуры отразите полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами, его почтовый адрес.

Ситуация: можно ли в счете-фактуре в строке 4 «Грузополучатель» написать «он же», если покупатель и грузополучатель - одно и то же лицо

Нет, нельзя.

В строке 4 укажите полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес. А в строке 6 отразите полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами. Такие правила предусмотрены в приложении 1 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 21 июля 2008 г. № 03-07-09/21 и МНС России от 26 февраля 2004 г. № 03-1-08/525/18.

Есть аргументы, которые позволяют указывать «он же» в строке 4 «Грузополучатель» счета-фактуры, если покупатель и грузополучатель - одно и то же лицо. Они заключаются в следующем.

Если покупатель и грузополучатель - одно и то же лицо и в счете-фактуре указаны наименование и адрес покупателя, повторно приводить эти же данные в строке 4 «Грузополучатель» не обязательно. Если в этой строке указано «он же», оформленный таким образом счет-фактура не может быть основанием для отказа в вычете по НДС. Указание реквизитов покупателя и грузополучателя (при их совпадении в одном лице) только в одной строке счета-фактуры не мешает налоговой инспекции установить адрес контрагента по сделке, а также не создает ситуаций, связанных с необоснованным вычетом НДС.

Такую точку зрения поддерживают арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 декабря 2006 г. № А19-16204/06-15-Ф02-6670/06-С1 и от 2 ноября 2006 г. № А19-10623/06-24-Ф02-5757/06-С1, Московского округа от 11 августа 2006 г. № КА-А40/7352-06 и от 3 августа 2006 г. № КА-А41/7230-06-п).

Ситуация: обязательно ли в счете-фактуре указывать индекс грузоотправителя и грузополучателя

Да, обязательно.

Индекс является неотъемлемой частью адреса (ст. 2 Закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ). Поэтому в счете-фактуре его нужно указать. В противном случае при проверке инспекторы могут отказать покупателю в вычете «входного» НДС. Такой вывод они могут сделать, исходя из того, что счет-фактура не содержит всех обязательных реквизитов (п. 2 ст. 169 НК РФ).

В то же время в арбитражной практике были прецеденты, когда суд признавал право организации на вычет по НДС даже по счетам-фактурам, в которых отсутствовал индекс грузополучателя и покупателя (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 9 августа 2005 г. № А09-19586/04-13).

Ситуация: как правильно заполнить строку 4 «Грузополучатель» в счете-фактуре, если продукция отгружается по местонахождению обособленного подразделения

В строке 4 счета-фактуры следует указать наименование и адрес обособленного подразделения, указанные в учредительных документах. Такой вывод позволяет сделать расшифровка состава показателей счета-фактуры, указанная в приложении 1 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914.

Строку 5 «К платежно-расчетному документу» заполняйте:
- при получении авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) (подп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ);
- при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет ранее полученных авансовых платежей. В этом случае в строке 5 нужно указать реквизиты платежных документов покупателя (заказчика), которыми он перечислял авансы (подп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ);
- при реализации товаров за наличный расчет. В этом случае в строке 5 нужно указать номер кассового чека и дату покупки (письмо МНС России от 10 октября 2003 г. № 03-1-08/2963/11-АЛ268).

Ситуация: можно ли в строке 5 счета-фактуры вместо реквизитов кассового чека указать реквизиты квитанции к приходному кассовому ордеру. Счет-фактура оформляется после отгрузки товаров. Аванс в счет предстоящей отгрузки получен от поставщика наличными в кассу

Нет, нельзя.

При реализации товаров (оказании услуг, выполнении работ) за наличный расчет в строке 5 счета-фактуры должен стоять номер и дата кассового чека. Если это условие не соблюдается, такой счет-фактуру инспекторы при проверке признают составленным с нарушением правил. Принять по нему НДС к вычету нельзя (п. 2 ст. 169 НК РФ). То есть вычет можно получить только при наличии кассового чека, независимо от наличия квитанции к приходному кассовому ордеру. Такова позиция Минфина России (письма от 24 апреля 2006 г. № 03-04-09/07 и от 4 октября 2005 г. № 03-04-04/03).

Есть аргументы, позволяющие организациям заявить вычет по НДС в отсутствие кассового чека. Они заключаются в следующем.

Получение вычета по НДС не связано с обязательным наличием кассового чека. Некоторые суды считают правомерным применение налогового вычета по НДС, если в строке 5 счета-фактуры указаны реквизиты приходного кассового ордера (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 декабря 2005 г. № А19-10794/05-20-Ф02-6012/05-С1, Дальневосточного округа от 11 февраля 2005 г. № Ф03-А51/04-2/4332 и от 17 ноября 2004 г. № Ф03-А51/04-2/2935).

Ситуация: как правильно заполнить строку 5 счета-фактуры на отгрузку, если аванс в счет поставки перечисляли частями (несколькими платежными поручениями)

В строке 5 счета-фактуры нужно указать реквизиты (номера и даты) всех платежных поручений. Такой вывод позволяет сделать подпункт 4 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 28 марта 2007 г. № 03-02-07/1-140.

При отражении в счете-фактуре реквизитов покупателя укажите следующую информацию. В строке 6 «Покупатель» отразите полное или сокращенное наименование покупателя. В строке 6а «Адрес» - адрес покупателя. Наименование и адрес покупателя должны соответствовать данным, указанным в его учредительных документах. В строке 6б «ИНН/КПП покупателя» укажите ИНН и КПП покупателя.

Ситуация: как составить счет-фактуру при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), если круг лиц, в пользу которых проходит реализация, не определен (например, при раздаче сувениров покупателям организации)

Счет-фактуру следует выписать на всю сумму переданных товаров (работ, услуг). При этом в строке 4 «Грузополучатель и его адрес», строке 6 «Покупатель», строке 6а «Адрес», строке 6б «ИНН/КПП покупателя» проставьте прочерки. Такое разъяснение порядка составления счетов-фактур при отсутствии отдельных показателей дал Минфин России (письмо от 1 марта 2005 г. № 03-04-11/43).

Сведения о реализованном товаре (работе, услуге) укажите в графах 1-11 счета-фактуры.

В графе 1 «Наименование товара» укажите наименование товара (описание оказанных услуг, выполненных работ), имущественных прав.

Ситуация: можно ли оформить счет-фактуру с отражением товарного знака на иностранном языке, если именно такое наименование содержится в сертификате соответствия на продукцию

Да, можно.

При этом наименование товара должно быть обязательно указано на русском языке (п. 9 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, письмо ФНС России от 10 декабря 2004 г. № 03-1-08/2472/16). Если же товарный знак зарегистрирован на иностранном языке, то допускается сохранение его написания в таком виде, в каком он есть (ст. 6 Конвенции об охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.). Например, правильным будет заполнить графу 1 счета-фактуры так: «Спутниковый телефон «PETR 1990»». В таком случае все требования, касающиеся правильности заполнения счетов-фактур, будут соблюдены.

Ситуация: можно ли заполнить один счет-фактуру одновременно на товар и услугу

Да, можно.

При этом услуги (работы) и товары в счете-фактуре должны быть выделены в самостоятельные позиции. Такое разъяснение дал Минфин России в письме от 24 мая 2006 г. № 03-04-10/07.

Ситуация: нужно ли в графе 1 счета-фактуры расшифровывать состав строительно-монтажных работ, выполненных по договору строительного подряда

Да, нужно.

При выполнении работ по договору строительного подряда в графе 1 счета-фактуры нужно привести описание выполненных работ (подп. 5 п. 5 ст. 169 НК РФ). Это описание должно быть достаточно подробным. Например, в качестве наименования работ следует указывать «кирпичная кладка стен», «разбивка и рытье траншей для устройства фундамента», «прокладка трубопроводов и кабельной сети», «монтаж междуэтажных перекрытий» и т. п. Если выполняется несколько видов работ, наименование каждого из них нужно отразить в графе 1 счета-фактуры отдельной строкой. Такие записи, как «строительно-монтажные работы за январь», «СМР», «работы по договору (акту)», в этой графе не допускаются. Наличие таких записей является основанием для отказа в вычете НДС по предъявленному счету-фактуре.

Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письме от 14 декабря 2007 г. № 03-01-15/16-453.

Подтверждает такой вывод и арбитражная практика. Так, в постановлениях ФАС Московского округа от 21 февраля 2008 г. № КА-А40/9651-07-П-2, Уральского округа от 24 июля 2007 г. № Ф09-5711/07-С3 суды пришли к выводу, что общее описание товаров (работ, услуг) является нарушением правил оформления счетов-фактур. Следовательно, на основании таких документов нельзя принимать «входной» НДС к вычету.

В то же время есть судебные решения, в которых признается правомерность вычетов НДС по счетам-фактурам, где дано общее описание товаров (работ, услуг) без их расшифровки (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2007 г. № А19-17271/06-51-Ф02-577/07, Поволжского округа от 6 декабря 2006 г. № А65-1254/2006-СА1-42, Западно-Сибирского округа от 11 мая 2006 г. № Ф04-2611/2006(22305-А81-14).

В таких условиях, чтобы избавить заказчика от возможных споров с налоговой инспекцией, в счете-фактуре следует привести конкретный перечень работ, выполненных по договору строительного подряда.

В графе 2 «Единица измерения» укажите единицу измерения товаров (работ, услуг) (по возможности).

Графа 3 «Количество» должна содержать информацию о количестве (объеме) поставляемых по счету-фактуре товаров (работ, услуг, имущественных прав) исходя из принятых единиц измерения (при возможности их указания).

Ситуация: можно ли не заполнять графы 2 «Единица измерения» и 3 «Количество» в счете-фактуре, если организация выполняет работы (оказывает услуги)

Да, можно.

В подобной ситуации, когда заполнить эти строки не представляется возможным, поставьте в них прочерки.

Такая точка зрения приведена в письме МНС России от 26 февраля 2004 г. № 03-1-08/525/18.

Подтверждает такой вывод и арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22 марта 2007 г. № Ф08-1333/2007-554А).

Пример заполнения счета-фактуры при оказании услуг

ООО «Торговая фирма "Гермес"» (исполнитель) и ЗАО «Альфа» (заказчик) заключили договор от 11 января 2009 г. № 18 на оказание мерчандайзинговых услуг. Согласно договору в течение января 2009 года «Гермес» осуществляет приоритетную выкладку товаров «Альфы» в своих торговых точках.

Стоимость услуг за январь 2009 года, согласно договору, составляет 177 000 руб. (в т. ч. НДС - 27 000 руб.).

Мерчандайзинговые услуги за январь «Альфа» оплатила 2 февраля 2009 года. В этот же день сторонами был подписан акт сдачи-приемки оказанных услуг. На стоимость оказанных услуг «Гермес» предъявил «Альфе» счет-фактуру и зарегистрировал его в книге продаж.

В графе 4 «Цена за единицу измерения» следует отразить цену (тариф) товара (работ, услуг, имущественных прав) за единицу измерения. Цена определяется исходя из условий договора. При этом она не должна включать в себя НДС. В случае применения государственных регулируемых цен, включающих в себя НДС, цену указывайте с учетом налога.

Если в договоре цена товара (работы, услуги) указана в валюте, счет-фактуру можно выписать в валюте (п. 7 ст. 169 НК РФ).

Ситуация: обязательно ли указание реквизита «валюта» в счете-фактуре

Нет, не обязательно.

Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать счет-фактура, установлен пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ. И в нем нет такого реквизита, как «валюта». Однако организация вправе самостоятельно добавить этот реквизит в бланк счета-фактуры. Добавление дополнительных реквизитов проверяющие инспекторы не расценивают как нарушение правил заполнения счетов-фактур (см., например, письмо МНС России по г. Москве от 1 июня 2004 г. № 24-11/36295).

В графе 5 «Стоимость товаров» укажите стоимость всего количества отгружаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) без НДС.

Ситуация: нужно ли указывать в счете-фактуре общую стоимость отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), отраженную в графе 5. По этому счету-фактуре отгружается несколько наименований товаров

Нет, не нужно.

Ведь показатель «Всего к оплате» в графе 5 «Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, всего без налога» в счете-фактуре не предусмотрен.

Подтверждают такой вывод и контролирующие ведомства (письма Минфина России от 14 ноября 2006 г. № 03-04-09/19, УФНС России по г. Москве от 5 декабря 2006 г. № 19-11/106032).

Пример оформления счета-фактуры, по которому отгружается несколько наименований товаров

ООО «Торговая фирма "Гермес"» (продавец) и ЗАО «Альфа» (покупатель) заключили договор купли-продажи от 12 января 2009 г. № 18.

Согласно этому договору «Гермес» поставляет «Альфе» следующие товары:

1. Сухое молоко - 10 000 пакетов. Отпускная цена одного пакета (без НДС) составляет 30 руб./пакет. Общая стоимость партии (без НДС) - 300 000 руб. (10 000 пакетов × 30 руб./пакет).

Сухое молоко облагается НДС по ставке 10 процентов (перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908). Поэтому сумма НДС, которую «Гермес» предъявил «Альфе», составила 30 000 руб. (10 000 пакетов × 30 руб./пакет × 10%).

Таким образом, общая стоимость партии сухого молока (с учетом НДС) равна 330 000 руб. (300 000 руб. + 30 000 руб.).

2. Газированную воду - 10 000 бутылок. Отпускная цена одной бутылки (без НДС) - 15 руб./бутылку. Общая стоимость партии (без НДС) - 150 000 руб. (10 000 бутылок × 15 руб./бутылку).

Газированная вода облагается НДС по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Поэтому сумма НДС, которую «Гермес» предъявил «Альфе», составила 27 000 руб. (10 000 бутылок × 15 руб./бутылку × 18%).

Таким образом, общая стоимость партии газированной воды (с учетом НДС) равна 177 000 руб. (150 000 руб. + 27 000 руб.).

Товары были отгружены 13 января 2009 года. На отгруженные товары «Гермес» предъявил «Альфе» счет-фактуру и зарегистрировал его в книге продаж.

В графе 6 «В том числе акциз» отразите сумму акциза. Эту графу заполняйте только в случае реализации подакцизных товаров.

Графа 7 «Налоговая ставка» должна содержать информацию о ставке НДС, применяемой к отгруженным товарам (работам, услугам, имущественным правам).

В графе 8 «Сумма налога» отразите сумму НДС, рассчитанную исходя из применяемой ставки НДС.

В графе 9 «Стоимость товаров» укажите стоимость всего количества отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав) с учетом суммы НДС.

Графы 10 «Страна происхождения» и 11 «Номер таможенной декларации» заполняйте лишь по товарам, произведенным не в России (абз. 17 п. 5 ст. 169 НК РФ). При этом в графе 10 укажите страну происхождения товара, а в графе 11 - номер таможенной декларации.

Ситуация: можно ли в графе 10 счета-фактуры указывать страну происхождения «Россия»

Нет, нельзя.

Данная графа заполняется лишь в случае, если страной происхождения товара не является Россия (абз. 17 п. 5 ст. 169 НК РФ).

Однако, даже если в графе 10 проставлено «РФ» или «Россия», это не является нарушением при заполнении счета-фактуры (письма МНС России от 5 июля 2004 г. № 03-1-08/1485/18 и УМНС России по г. Москве от 14 января 2004 г. № 24-11/01908).

Ситуация: должна ли организация при отгрузке импортных товаров указывать в счете-фактуре страну происхождения и номер таможенной декларации. Поставщик товара выставил счет-фактуру с указанием страны происхождения и номером таможенной декларации на определенный вид товара

Да, должна.

Организация при продаже импортных товаров должна указывать в выставляемых счетах-фактурах номер грузовой таможенной декларации и страну происхождения товара. При этом продавец несет ответственность за соответствие этих реквизитов реквизитам, указанным в счете-фактуре, который был выставлен в его адрес при покупке товаров. Об этом говорится в абзаце 17 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: как составить счет-фактуру при предоставлении чая, кофе, сахара и т. п. сотрудникам организации, а также клиентам и представителям других организаций при проведении переговоров

Безвозмездная передача чая, кофе, сахара и т. п. является объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, письмо Минфина России от 29 июня 2007 г. № 03-07-11/212). Поэтому при их предоставлении сотрудникам организации, а также клиентам и представителям других организаций при проведении переговоров нужно выставить счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).

В счете-фактуре укажите:
- рыночную стоимость переданных продуктов или межценовую разницу (если безвозмездно передаются товары, «входной» НДС по которым не был принят к вычету, а был учтен в их балансовой стоимости);
- сумму НДС, рассчитанную к уплате в бюджет.

По общему правилу, счет-фактуру составьте в течение пяти дней, считая со дня предоставления кофе, чая, сахара и других подобных товаров (п. 3 ст. 168 НК РФ). Если же такие товары отгружаются со склада постоянно, можно выписать счет-фактуру на всю сумму продуктов, переданных в течение налогового периода. Такие разъяснения по вопросу выставления счетов-фактур по итогам месяца приводятся в письмах налогового ведомства и Минфина России (письма МНС России от 21 мая 2001 г. № ВГ-6-03/404 и Минфина России от 18 июля 2005 г. № 03-04-11/166).

Выставленный счет-фактуру зарегистрируйте в книге продаж в том периоде, когда была осуществлена передача продуктов (п. 16 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914). При этом в строке 4 «Грузополучатель и его адрес», строке 6 «Покупатель», строке 6а «Адрес», строке 6б «ИНН/КПП покупателя» поставьте прочерки. Такое разъяснение порядка составления счетов-фактур при отсутствии отдельных показателей дал Минфин России (письмо от 5 июля 2007 г. № 03-07-11/212).

Пример составления счета-фактуры при предоставлении чая, кофе, сахара и т. п. сотрудникам организации, а также клиентам и представителям других организаций при проведении переговоров. Расходы по приобретению этих продуктов при налогообложении прибыли организацией не учитываются

ЗАО «Альфа» предоставляет сотрудникам организации, а также клиентам и представителям других организаций при проведении переговоров бесплатный чай, кофе и сахар. В I квартале 2009 года «Альфа» приобрела для этих целей у оптового поставщика:
- 10 пачек чая «Бодрость» по цене 118 руб. за пачку, в том числе НДС - 18 руб.;
- 10 банок кофе «Черная карта» по цене 236 руб. за банку, в том числе НДС - 36 руб.;
- 10 пачек сахара «Рафинад» по цене 110 руб. за пачку, в том числе НДС - 10 руб.

Таким образом, общая стоимость приобретенных организацией продуктов составила 4640 руб. ((118 руб. + 236 руб. + 110 руб.) × 10 шт.), в том числе НДС - 640 руб. ((18 руб. + 36 руб. + 10 руб.) × 10 шт.).

В бухгалтерском учете бухгалтер «Альфы» отразил приобретение продуктов так:

Дебет 10 Кредит 60
- 4000 руб. (4640 руб. - 640 руб.) - оприходованы на склад продукты, предназначенные для бесплатной передачи сотрудникам организации, а также клиентам и представителям других организаций при проведении переговоров;

Дебет 19 Кредит 60
- 640 руб. - отражена сумма «входного» НДС по продуктам питания (на основании счетов-фактур, выставленных продавцами);

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- 640 руб. - принят к вычету «входной» НДС по продуктам, предназначенным для бесплатной передачи сотрудникам организации, а также клиентам и представителям других организаций при проведении переговоров;

Дебет 60 Кредит 51
- 4640 руб. - оплачены продукты.

В течение I квартала 2009 года все приобретенные продукты были розданы со склада сотрудникам организации, а также клиентам и представителям других организаций при проведении переговоров.

Поэтому бухгалтер «Альфы» начислил НДМ со стоимости переданных продуктов. Кофе и чай облагаются НДС по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ), сахар - по ставке 10 процентов (подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ). Общая сумма НДС к уплате в бюджет составила 640 руб., в том числе:
- по чаю и кофе - 540 руб. (3000 руб. × 18%);
- по сахару - 100 руб. (1000 руб. × 10%).

В бухучете были сделаны такие проводки:

Дебет 91-2 Кредит 10
- 4000 руб. - передана безвозмездно партия продуктов сотрудникам организации, а также клиентам и представителям других организаций при проведении переговоров;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 640 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет.

На стоимость переданных безвозмездно кофе, чая и сахара бухгалтер «Альфы» составил счет-фактуру и зарегистрировал его в книге продаж.

Ситуация: как правильно заполнить графу 11 счета-фактуры, если организация реализует товары, полученные ранее из-за границы в международном почтовом отправлении. Таможенная декларация при получении почтового отправления не оформлялась

Графу 11 «Номер таможенной декларации» в этом случае не заполняйте.

Международные почтовые отправления не могут быть выданы их получателям без разрешения таможни (п. 2 ст. 291 Таможенного кодекса РФ). При этом если все сведения, необходимые для таможенного контроля, содержатся в документах на международное почтовое отправление, представлять отдельную таможенную декларацию не нужно (п. 4 ст. 293 Таможенного кодекса РФ). Это правило действует и в том случае, когда стоимость товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя и предназначенных для предпринимательской деятельности, не превышает 10 000 руб. (п. 5 ст. 293, п. 1 ст. 295 Таможенного кодекса РФ).

Следовательно, если организация реализует товары, полученные в международном почтовом отправлении, при получении которых таможенная декларация не составлялась, графу 11 «Номер таможенной декларации» заполнять не надо.

Ситуация: нужно ли заполнять в счете-фактуре графы 10 «Страна происхождения» и 11 «Номер таможенной декларации». Организация реализует продукцию, произведенную путем переработки импортного сырья или сборки из импортных комплектующих

Ответ на этот вопрос зависит от того, привела ли переработка импортного сырья (сборка из импортных комплектующих) к изготовлению нового изделия (товара) или нет.

При продаже импортной продукции организация должна указывать в выставляемых счетах-фактурах номер грузовой таможенной декларации (графа 11) и страну происхождения товаров (графа 10). При этом продавец несет ответственность за соответствие этих данных реквизитам, которые были указаны в полученных им товаросопроводительных документах. Об этом сказано в абзаце 17 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

В налоговом законодательстве отсутствует определение понятия «страна происхождения товаров». Поэтому, когда организация реализует продукцию, изготовленную из импортного сырья (собранную из импортных комплектующих), необходимо обращаться к другим отраслям права, в частности к таможенному законодательству (п. 1 ст. 11 НК РФ).

По статье 30 Таможенного кодекса РФ страной происхождения товаров признается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. Критерии достаточной переработки установлены статьей 32 Таможенного кодекса РФ. В пункте 2 этой статьи определено, что товар считается происходящим из данной страны, если в результате переработки или изготовления произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на уровне любого из первых четырех знаков.

Таким образом, если в России произведен товар, код которого по ТН ВЭД отличается от кода импортного сырья (кодов импортных комплектующих) на уровне любого из первых четырех знаков, то страной происхождения данного товара признается Россия. В этом случае при реализации изготовленного товара нужно выставить покупателю счет-фактуру с прочерками в графах 10 «Страна происхождения» и 11 «Номер таможенной декларации». Аналогично следует поступать и при реализации товаров, произведенных из готовых деталей, страной происхождения которых Россия не является (письмо Минфина России от 25 июня 2008 г. № 03-07-11/236).

Если после переработки код товара по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков не изменился, в указанные графы счета-фактуры необходимо внести данные соответствующих реквизитов из товаросопроводительных документов, полученных от поставщика.

Представители налоговой службы придерживаются аналогичной точки зрения (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 23 января 2008 г. № 19-11/005064).

Пример оценки степени переработки импортного сырья для определения страны происхождения товаров

ЗАО «Альфа» приобретает в Италии импортную ленту из вулканизированной резины и производит из нее приводные ремни трапецеидального поперечного сечения.

В ТН ВЭД все резинотехнические изделия объединены в группу 40 «Каучук, резина и изделия из них». При этом:
- в подгруппу 4005 входит «невулканизированная резиновая смесь в первичных формах или в виде пластин, листов, или полос или лент»;
- в подгруппу 4008 включены «пластины, листы, полосы или ленты, прутки и профили фасонные из вулканизированной резины, кроме твердой резины»;
- в подгруппу 4010 включены «ленты конвейерные или ремни приводные, или бельтинг из вулканизированной резины».

Приобретаемое «Альфой» сырье относится к подгруппе 4008. Выпускаемая организацией готовая продукция - к подгруппе 4010. Поскольку переработка импортного сырья приводит к изменению двух из первых четырех знаков кода ТН ВЭД, страной происхождения приводных ремней, произведенных «Альфой», признается Россия.

После заполнения всех обязательных реквизитов счета-фактуры его должны подписать руководитель и главный бухгалтер организации. Счет-фактуру могут подписать и иные лица, уполномоченные на это распоряжением руководителя или доверенностью от имени организации.

Такие правила подписи счетов-фактур установлены пунктом 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: как правильно оформить передачу полномочий подписывать счета-фактуры от руководителя и главного бухгалтера другим сотрудникам организации

Оформите приказ (распоряжение) о передаче права подписи другим сотрудникам организации. Типовой формы для такого приказа нет, поэтому составьте его в произвольной форме. Главное, чтобы в этом документе содержалась информация о том, кому передается право подписи, и образец подписей этих сотрудников.

В приказе можно установить срок, в течение которого уполномоченный сотрудник вправе визировать счета-фактуры. Можно также предусмотреть, кто наделяется правом подписи вместо уполномоченного сотрудника на случай, если тот заболеет или отсутствует по иным причинам.

Ситуация: нужно ли в счете-фактуре указать должность сотрудника, уполномоченного подписывать этот документ вместо руководителя (главного бухгалтера)

Нет, не нужно.

Состав обязательных реквизитов счета-фактуры установлен статьей 169 Налогового кодекса РФ, поэтому их изменение недопустимо. Это касается и таких реквизитов счета-фактуры, как «Руководитель организации» и «Главный бухгалтер».

Таким образом, если счет-фактуру подписывает уполномоченный сотрудник, то указывать его должность в этом документе не следует. Но для идентификации лица, фактически подписавшего счет-фактуру, после подписи необходимо указать его фамилию и инициалы. Такой порядок оформления счета-фактуры, подписанного сотрудником, уполномоченным на то распоряжением руководителя (например, приказом) или доверенностью от имени организации, рекомендован в письме Минфина России от 9 августа 2004 г. № 03-04-11/127. Подтверждает его и налоговое ведомство (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 14 июня 2007 г. № 19-11/055846, от 10 февраля 2007 г. № 19-11/000815).

При этом если сотрудник, уполномоченный подписывать счета-фактуры, указал в нем свою должность, такой документ не следует рассматривать как составленный с нарушением требований пункта 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ (письмо ФНС России от 20 мая 2005 г. № 03-1-03/838/8).

Ситуация: должен ли продавец представлять покупателю копии документов, свидетельствующих о полномочиях сотрудников (не являющихся руководителем и главным бухгалтером) подписывать счета-фактуры

Нет, не должен.

Такая обязанность законодательством не предусмотрена.

Однако, если при проверке окажется, что эти документы у продавца отсутствуют, покупатель не сможет принять НДС к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Невозможность вычета «входного» НДС в связи с отсутствием документов, подтверждающих полномочия сотрудников подписывать счета-фактуры, признает и суд (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30 августа 2005 г. № Ф08-3927/2005-1576А).

Поэтому копии документов, подтверждающих право сотрудников подписывать счета-фактуры, контрагентам лучше представить.

Ситуация: как в счете-фактуре нужно указывать имя и отчество главного бухгалтера и руководителя: полностью или достаточно только инициалов

При расшифровке подписей руководителя и главного бухгалтера в счете-фактуре достаточно указать инициалы (письма Минфина России от 11 января 2006 г. № 03-04-09/1 и от 5 апреля 2004 г. № 04-03-1/54).

Ситуация: может ли руководитель организации расписаться в счете-фактуре за главного бухгалтера, если он исполняет обязанности главного бухгалтера

Если обязанности главного бухгалтера возложены на руководителя, он имеет право расписаться за главного бухгалтера.

Если же в штате организации нет главного бухгалтера и исполнение его функций не возложено на руководителя, подписывать счет-фактуру руководитель не может. В противном случае при проверке счет-фактура будет признан составленным с нарушением правил. И покупатель не сможет принять по нему НДС к вычету (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 1 августа 2003 г. № А48-589/02-13к).

Ситуация: считается ли счет-фактура правильно оформленным, если он составлен на нескольких листах. На одном листе отсутствует место для указания всей необходимой информации

Да, считается.

Статья 169 Налогового кодекса РФ не предусматривает требования составлять счет-фактуру на одном листе. В этом случае реквизиты «Руководитель организации» и «Главный бухгалтер» проставляются только на последнем листе счета-фактуры. При этом обеспечьте сквозную нумерацию листов счета-фактуры.

Такое разъяснение приведено в письме Минфина России от 15 мая 2006 г. № 03-04-09/11.

Ситуация: можно ли выставлять счета-фактуры в электронном виде и заверенные электронной цифровой подписью

Нет, нельзя.

Статья 169 Налогового кодекса РФ не предоставляет возможности организациям выставлять счета-фактуры в электронном виде и заверять их электронной цифровой подписью. Подтверждают эту точку зрения и контролирующие ведомства (см., например, письма Минфина России от 4 июня 2008 г. № 03-07-11/214, ФНС России от 14 февраля 2005 г. № 03-1-03/210/11 и УМНС России по г. Москве от 1 сентября 2003 г. № 11-14/47605).

Ситуация: как оформить сводный счет-фактуру, который заказчик-застройщик передает инвестору. Между заказчиком и инвестором заключен договор строительного подряда

Порядок составления сводного счета-фактуры ни глава 21 Налогового кодекса РФ, ни Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914, не регулируют. Поэтому организациям следует руководствоваться рекомендациями контролирующих ведомств по этому вопросу.

Сводный счет-фактуру оформляйте по тем же принципам, что и обычный счет-фактуру, используя для этого типовую форму, утвержденную постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914. При этом графы 1-11 счета-фактуры заполняйте исходя из того, что строительно-монтажные работы и материалы (работы, услуги) должны быть выделены в самостоятельные позиции.

Сводный счет-фактуру заполняйте на основании счетов-фактур, полученных от подрядчиков и поставщиков, первичных документов.

Стоимость услуг заказчика по организации строительства в сводный счет-фактуру не включайте.

Сводный счет-фактуру составьте в двух экземплярах после того, как строительство будет завершено (но не позднее пяти дней после передачи объекта на баланс инвестора). Один из экземпляров передайте инвестору. На его основании он сможет принять к вычету «входной» НДС по подрядным работам (п. 1 и 6 ст. 171, п. 1 и 5 ст. 172 НК РФ). К нему приложите копии счетов-фактур, полученных от подрядчиков и поставщиков, первичных документов и документов об оплате. Свой экземпляр храните в журнале учета выставленных счетов-фактур без регистрации в книге продаж.

На стоимость работ по организации строительства оформите отдельный счет-фактуру, который также предоставьте инвестору. На его основании он сможет предъявить «входной» НДС по таким работам к вычету (п. 1 и 6 ст. 171, п. 1 и 5 ст. 172 НК РФ).

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 5 декабря 2008 г. № 03-07-09/40, от 24 мая 2006 г. № 03-04-10/07, УФНС России по г. Москве от 8 июля 2005 г. № 19-11/48874 и ФНС России от 9 декабря 2004 г. № 03-1-08/2467/17.

Пример оформления сводного счета-фактуры, который заказчик передает инвестору. Между заказчиком и инвестором заключен договор строительного подряда

ЗАО «Альфа» (заказчик-застройщик) и ОАО «Производственная фирма "Мастер"» (инвестор) заключили договор строительства офисного здания от 25 июня 2009 г. № 18. На основании договора «Альфа» получила от «Мастера» аванс. Его сумма равна стоимости работ «Альфы» по организации строительства и, согласно договору, составляет 8 260 000 руб. (в т. ч. НДС - 1 260 000 руб.). Аванс был перечислен платежным поручением № 125 от 3 августа 2009 г. При получении аванса «Альфа» составила счет-фактуру от 4 августа 2009 г. № 182 по сокращенной форме в двух экземплярах, один из которых был передан «Мастеру», а второй - зарегистрирован в книге продаж.

Для строительства объекта «Альфа» привлекла двух подрядчиков. Стоимость работ, выполненных каждым из них, составила 5 900 000 руб. (в т. ч. НДС - 900 000 руб.). Общая стоимость работ, выполненных подрядчиками, составила 11 800 000 руб. (в т. ч. НДС - 1 800 000 руб.).

Материалы, которые использовались в строительстве, «Альфа» приобретала у других организаций. Всего было израсходовано 10 000 единиц материалов. Стоимость одной единицы составила 236 руб. (в т. ч. НДС - 36 руб.). Их общая стоимость составила 2 360 000 руб. (в т. ч. НДС - 360 000 руб.).

Строительство было завершено 12 января 2010 года. По окончании строительства «Альфа» предъявила «Мастеру» сводный счет-фактуру от 15 января 2010 г. № 183 вместе с копиями счетов-фактур, полученных от подрядчиков и поставщиков материалов. Одновременно с ним «Альфа» выставила счет-фактуру от 15 января 2010 г. № 184 на стоимость работ по организации строительства.

Ситуация: как заказчику-застройщику выставить сводный счет-фактуру, если строительство финансируют несколько инвесторов

Законодательство не содержит ответа на этот вопрос. Поэтому организациям следует руководствоваться рекомендациями контролирующих ведомств по этому вопросу.

Согласно разъяснениям налогового ведомства, если строительство финансируют несколько инвесторов, организация-заказчик должна выставить сводный счет-фактуру каждому из них. При этом заполнить сводные счета-фактуры нужно исходя из доли участия каждого инвестора в строительстве. Долю определяйте на основании сводной ведомости затрат на строительство, справки-расчета и других документов.

Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 9 декабря 2004 г. № 03-1-08/2467/17.

Подтверждает правомерность такого подхода и арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 февраля 2007 г. № А66-11018/2004).

Пример выставления сводного счета-фактуры, если строительство финансируют несколько инвесторов

ЗАО «Альфа» (заказчик-застройщик) заключило договор строительства офисного здания от 25 июня 2009 г. № 18. Инвесторами по этому договору выступают ОАО «Производственная фирма "Мастер"» и ООО «Торговая фирма "Гермес"».

«Мастер», согласно договору, финансирует 60 процентов стоимости строительства, «Гермес» - 40 процентов.

Авансы на выполнение строительных работ на расчетный счет «Альфы» инвесторы перечислили:
- «Мастер» - платежным поручением от 3 августа 2009 г. № 125 на сумму 5 000 000 руб.;
- «Гермес» - платежным поручением от 4 августа 2009 г. № 828 на сумму 3 000 000 руб.

При получении авансов «Альфа» составила:
- счет-фактуру от 6 августа 2009 г. № 175 по сокращенной форме в двух экземплярах, один из которых был выставлен «Мастеру», а другой - зарегистрирован в книге продаж;
- счет-фактуру от 6 августа 2009 г. № 176 по сокращенной форме в двух экземплярах, один из которых был выставлен «Гермесу», а другой - зарегистрирован в книге продаж.

Для строительства объекта «Альфа» привлекла двух подрядчиков. Стоимость работ, выполненных каждым из них, составила 5 900 000 руб. (в т. ч. НДС - 900 000 руб.). Общая стоимость работ, выполненных подрядчиками, составила 11 800 000 руб. (в т. ч. НДС - 1 800 000 руб.).

Материалы, которые использовались в строительстве, «Альфа» приобретала у других организаций. Всего было израсходовано 10 000 единиц материалов. Стоимость одной единицы составила 236 руб. (в т. ч. НДС - 36 руб.). Их общая стоимость составила 2 360 000 руб. (в т. ч. НДС - 360 000 руб.).

Строительство было завершено 12 января 2010 года. Чтобы предоставить инвесторам сводные счета-фактуры, бухгалтер «Альфы» распределил затраты на строительство между инвесторами пропорционально их вкладам.

Стоимость работ, выполненных подрядчиками:
- «Мастер» - 7 080 000 руб. (11 800 000 руб. × 60%), в том числе НДС - 1 080 000 руб. (1 800 000 руб. × 60%);
- «Гермес» - 4 720 000 руб. (11 800 000 руб. × 40%), в том числе НДС - 720 000 руб. (1 800 000 руб. × 40%).

Стоимость использованных строительных материалов:
- «Мастер» - 1 416 000 руб. (2 360 000 руб. × 60%), в том числе НДС - 216 000 руб. (360 000 руб. × 60%);
- «Гермес» - 944 000 руб. (2 360 000 руб. × 40%), в том числе НДС - 144 000 руб. (360 000 руб. × 40%).

По окончании строительства «Альфа» предъявила «Мастеру» сводный счет-фактуру от 15 января 2010 г. № 186 и «Гермесу» - сводный счет-фактуру от 15 января 2010 г. № 188 вместе с копиями счетов-фактур, полученных от подрядчиков и поставщиков материалов.

Ситуация: как оформить счет-фактуру на сумму неустойки (штрафа, пеней), полученную от покупателя по договору купли-продажи товаров

Получение неустойки от покупателя рассматривается как поступление сумм, связанных с оплатой товаров (работ, услуг). Они включаются в базу расчета НДС (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Поэтому на дату получения денег выпишите счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрируйте его в книге продаж (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914).

Пример расчета НДС и составления счета-фактуры на сумму неустойки, полученной от покупателя

ЗАО «Альфа» отгрузило контрагенту товары по договору купли-продажи. Реализованные товары облагаются НДС по ставке 18 процентов. Покупатель в срок, указанный в договоре, оплату не произвел.

За нарушение обязательств соглашением сторон была предусмотрена неустойка. Ее сумма, рассчитанная в соответствии с условиями договора, составила 35 400 руб. Добровольно уплатить сумму неустойки контрагент отказался. Чтобы взыскать неустойку, «Альфа» обратилась с иском в арбитражный суд.

13 апреля 2009 года вступило в силу решение (постановление) арбитражного суда о взыскании с покупателя неустойки в размере 35 400 руб. А 22 мая 2009 года контрагент перечислил полную сумму неустойки на расчетный счет «Альфы».

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете такие проводки.

13 апреля 2009 года:

Дебет 76-2 Кредит 91-1
- 35 400 руб. - отражена сумма неустойки на основании решения суда.

22 мая 2009 года:

Дебет 51 Кредит 76-2
- 35 400 руб. - поступили на расчетный счет «Альфы» денежные средства в счет уплаты неустойки;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 5400 руб. (35 400 руб. × 18/118) - начислен НДС к уплате в бюджет.

На сумму средств, поступивших в уплату неустойки, бухгалтер «Альфы» выписал счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрировал его в книге продаж (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914).

Ситуация: как оформить счет-фактуру на сумму процентов, полученных по договору товарного кредита

Проценты, полученные по договору товарного кредита, включаются в базу расчета НДС (подп. 3 п. 1 ст. 162 НК РФ). Поэтому на дату получения денежных средств выпишите счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрируйте его в книге продаж (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914).

Пример расчета НДС и составления счета-фактуры на сумму процентов, полученных по договору товарного кредита

1 апреля 2009 года ООО «Торговая фирма "Гермес"» (кредитор) предоставило товарный кредит сроком на месяц заемщику ЗАО «Альфа» в виде 1000 кг сахарного песка стоимостью 20 руб./кг без учета НДС. В соответствии с условиями договора «Альфа» должна вернуть через месяц 1000 кг сахарного песка аналогичного качества. В качестве платы за предоставленный кредит заемщик должен заплатить кредитору 1000 руб.

30 апреля 2009 года «Альфа» передала «Гермесу» 1000 кг сахарного песка (весь объем товарного кредита) и перечислила на его расчетный счет 1000 руб.

В рабочем Плане счетов «Гермеса» (утвержден в качестве приложения к учетной политике аптеки) к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» предусмотрен субсчет «Расчеты с заемщиком» (для учета расчетов по договору товарного кредита).

Передача имущества по договору товарного кредита подпадает под обложение НДС. Причем налоговой базой в данном случае будет стоимость передаваемых товаров (ст. 154 НК РФ). Сахар облагается НДС по ставке 10 процентов (п. 2 ст. 164 НК РФ).

Для начисления НДС с процентов по товарному кредиту бухгалтер «Гермеса» рассчитал их сумму за 29 дней (с 1 по 30 апреля 2009 года), исходя из ставки рефинансирования.
Ставка рефинансирования в апреле 2009 года составляет 13 процентов годовых.

Сумма процентов, рассчитанная исходя из ставки рефинансирования, составила:
22 000 руб. × 13% : 365 дн. × 29 дн. = 227 руб.

Сумма НДС с процентов, полученных по договору товарного кредита, равна:
(1000 руб. - 227 руб.) × 10/110 = 70 руб.

На сумму процентов по товарному кредиту бухгалтер «Гермеса» выписал счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрировал его в книге продаж (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914).

Бухгалтер «Гермеса» сделал в учете такие проводки.

1 апреля 2009 года:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заемщиком» Кредит 41
- 20 000 руб. (1000 кг × 20 руб.) - отражена передача сахара по договору товарного кредита;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заемщиком» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 2000 руб. (20 000 руб. × 10%) - начислен НДС при передаче товара в кредит;

Дебет 58-3 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заемщиком»
- 22 000 руб. (20 000 руб. + 2000 руб.) - отражена сумма выданного товарного кредита.

30 апреля 2009 года:

Дебет 41 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заемщиком»
- 20 000 руб. - возвращено 1000 кг сахара;

Дебет 19 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заемщиком»
- 2000 руб. - учтен НДС со стоимости возвращенного товара на основании счета-фактуры заемщика;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заемщиком» Кредит 58-3
- 22 000 руб. - отражен возврат товарного кредита;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- 2000 руб. - принята к вычету сумма НДС на основании счета-фактуры заемщика;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заемщиком» Кредит 91-1
- 1000 руб. - начислены проценты по договору товарного кредита в сроки, установленные договором;

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заемщиком»
- 1000 руб. - получена сумма процентов в качестве платы за пользование товарным кредитом;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 70 руб. - начислен НДС с процентов по товарному кредиту, превышающих ставку рефинансирования.

Ситуация: как оформить счет-фактуру на сумму страхового возмещения, полученного по договору страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом

Страховое возмещение, полученное по договору страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом, включаются в базу расчета НДС (подп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ). Поэтому на дату получения денежных средств выпишите счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрируйте его в книге продаж (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914).

Пример расчета НДС и составления счета-фактуры на сумму страхового возмещения, полученного по договору страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом

1 июля 2009 года ООО «Торговая фирма "Гермес"» реализовало ЗАО «Альфа» по договору поставки партию товаров, облагаемых НДС по ставке 18 процентов. Поскольку прежде «Гермес» с «Альфой» не сотрудничал, риск неоплаты товара покупателем был застрахован. «Гермес» заключил со страховой компанией соответствующий договор. Страховая выплата при наступлении страхового случая, согласно заключенному договору страхования, составляет 590 000 руб.

По договору поставки «Альфа» должна была заплатить за товары не позднее 31 августа 2009 года. Тем не менее, покупатель своих обязательств не выполнил, и 15 сентября 2009 года «Гермес» получил от страховой компании 590 000 руб. страхового возмещения. С этой суммы бухгалтер начислил НДС в сумме 90 000 руб. (590 000 руб. × 18/118).

На сумму полученного страхового возмещения бухгалтер «Гермеса» выписал счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрировал его в книге продаж (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914).

Источник: http://nalog-buh.ru/kak_oformit_schet_faktyry_s_2009
Категория: Общая | Добавил: Rafat2011 (24.05.2013)
Просмотров: 1749 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2025
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Создать бесплатный сайт с uCoz